Весной прошлого года крупнейший российский интернет-магазин Wildberries и американская компания Amazon открыли двери для предпринимателей из Кыргызстана. Граждане нашей страны получили возможность «играть» на этих международных интернет-площадках в качестве поставщика. Как и в любом бизнесе кыргызстанские предприниматели столкнулись с рядом проблем, но одновременно приобрели и множество преимуществ. В первую очередь – это масштабирование бизнеса за счет увеличения целевой аудитории.
Нет худа без добра
Пандемия, ударившая практически по сектору экономик всех стран мира, одновременно стала толчком развития электронной коммерции. Именно во время пандемии интернет-магазины пережили бурный рост – люди стали покупать многие товары в режиме онлайн. За счет того, что пользователи активно стали переходить на интернет-каналы, начался этап формирования привычки цифрового потребления у граждан многих стран, в том числе и стран Содружества.
Более того, цифровая коммерция развивается не только благодаря условиям комфорта и экономии времени, но и по причине экономической привлекательности как для продавцов, так и для покупателей. В условиях онлайн продаж выпадает ряд расходов. Продавцам не нужно платить за аренду магазинов или офисов, содержать персонал, приобретать или брать в аренду большие складские помещения, так как продажи зачастую производятся напрямую от производителей. В конечном итоге это сказывается и на стоимости товара в сторону ее уменьшения. Поэтому доля онлайн торговли растёт внушительными темпами.
По данным Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), электронная торговля на территории стран ЕАЭС на протяжении последних нескольких лет демонстрирует устойчивый рост. Если в 2020 году товарооборот между странами-участницами составил чуть более 500 млн долларов, то в 2021 — он вырос до 781 млн долларов. Немудрено, что в этих условиях развиваются такие торговые интернет площадки, как Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет», первая из них стала очень привлекательной для кыргызстанских предпринимателей.
К примеру, Бексултан Искаков более года является селлером на Wildberries. Он поставляет женскую одежду под брендом Brosco group, ежемесячный объем продаж, по его словам, сегодня уже достигает 3,5 млн рублей. «Wildberries – это золотая жила для кыргызстанских предпринимателей. На этот электронный массмаркет можно «войти» и с небольшими деньгами, что увеличивает его привлекательность для наших соотечественников», — отметил Бексултан.
Однако, по его информации, существует и ряд проблем, в том числе финансового и юридического характера. «Кыргызстанцы торгуют на Wildberries, регистрируясь как индивидуальные предприниматели. Однако, исходя из практики, выгоднее работать с российской регистрацией. Здесь существует ряд преимуществ. Это касается и разницы в валютных интервенциях из рублей в сомы, и сроков перечисления финансовых средств из кабинета интернет-маркета на счет продавца, и доступа к ряду преимуществ в виде подключения внутренней рекламы на Wildberries», — сообщил Искаков.
Швейники в деле!
Что касается выбора ниши, то Искаков заявил, что именно текстиль из Кыргызстана славится в России. «Сегодня несколько крупных международных массмаркетов закрылись на территории Российской Федерации, а товар из Кыргызстана входит в сегмент «средний минус», который варьируется в пределах 2-3 тысяч рублей. Поэтому наша текстильная продукция привлекательна для россиян и хорошо раскупается», — добавил он.
Эксперт по электронной коммерции Чынгыз Усенов также отмечает высокую обоюдную заинтересованность между российским маркетплейсом и кыргызстанскими предпринимателями. «Кыргызстанские предприниматели работали на международной площадке Amazon, но это были единичные случаи. В последние два года отмечается массовый переход на российскую площадку Wildberries. Тем более на сегодняшний день доступна регистрация для селлеров из Кыргызстана, а рынок «самопошива» тесно сотрудничает с торговцами Wildberries», — сообщил он.
Эксперт Чынгыз Усенов добавил, что торговля на Wildberries стала настолько популярна, что в Бишкеке даже предусмотрено обучение для кыргызстанцев желающих продавать на популярном российском маркете. И данные тренинги уже набирают обороты.
Спрос на знания
Один из столичных бизнес-тренеров в области маркетплейсов Лилия Ким отмечает, что в Кыргызстане мало тех, кто слышал о Wildberries и тем более, кто готов рисковать и решается играть на этом маркетплейсе. По ее словам, в мае этого года в Казахстане Wildberries начал набирать большие обороты и последние 2 месяца у соседей отмечается достаточно высокие продажи. В Кыргызстане лишь 40 населения слышали о Wildberries, и лишь меньше 10 выходят на этот онлайн рынок.
«У нас огромный потенциал и есть куда двигаться дальше. Мы должны прикладывать максимальные усилия, чтобы кыргызстанские предприниматели развивались и в этом направлении. У нас масса преимуществ: это и рынок Дордой, и доставки товаров из Китая, и развитое швейное производство. Перед нами стоит задача, как можно большему числу граждан рассказать о Wildberries и его плюсах, а также зарабатывать на этом рынке», — отметила Лилия Ким.
Что касается перспектив, то, по мнению бизнес-тренера, необходимо развиваться и расширяться в направлении маркетплейса, они позволяют масштабировать производство и торговлю. «Если офлайн вы сможете оперировать с сотней покупателей в день, то на онлайн рынках эта цифра достигает миллионов людей», — отмечает Лилия.
Дордой – транзитный хаб
Проблема сегодня заключается в недостаточной торговой инфраструктуре. В стране отсутствуют большие крупные склады. Генеральный директор MK Global trade Камиль Мамиев отмечает, что рынок Дордой может выступать в качестве торгового хаба и отчасти уже выступает в данной позиции.
По словам тренера Лилии Ким, Кыргызстан сегодня уже является транзитной зоной между Россией и Китаем. Россияне и казахстанцы приезжают и закупают товар из Китая на территории Кыргызстана. «Благодаря членству в ВТО и ЕАЭС мы поставляем товар из Китая по заниженным таможенным пошлинам. Выходит, россиянам иногда выгоднее покупать китайский товар в Кыргызстане, чем и пользуются наши граждане. Тем более в Китае производится почти все. Есть даже крылатое выражение: «Бог создал этот мир, а все остальное создано в Китае», — с улыбкой говорит Лилия.
Как отмечает эксперт Чынгыз Усенов, у участников рынка Дордой четко налажена логистическая цепочка и поэтому у Кыргызстана огромные преимущества. Но насколько мы сможем воспользоваться ими, покажет время.
Эльвира Ибраева